ЕС против США: война за интернет-поиск началась

Американская поисковая система Google продолжает развивать новые проекты и набирать популярность, что вызывает некоторые опасения в Европе, защищающей основы "культурного многообразия" и сетевой независимости государств. Правительства Франции и Германии ведут разработку собственного поискового движка – Quaero, который бросит вызов Google, предложив принципиально новые сервисы.


"Мы должны принять вызов и приложить огромные усилия", - сказал президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) в своей речи в апреле прошлого года, говоря об опасности проигрыша битвы за "мощь завтрашнего дня". Герхард Шрёдер (Gerhard Schroder), канцлер Германии, стоял рядом с ним. В ответ на вызовы Америки, Японии и растущей мощности Китая, Индии и Бразилии, два лидера объявили о своем решении упрочить сотрудничество в стратегической технологической программе. По созданию нового истребителя или системы спутникового наблюдения? Нет – по разработке поисковой системы в интернете. Главы двух государств намерены создать франко-германский поисковый движок Quaero, что на латыни означает "я ищу".

Ширак сказал, что проект будет развиваться с помощью правительственных фондов "с теми же темпами успеха, как с Airbus". В нескольких речах за последние несколько месяцев Ширак возвращался к теме поискового движка. "Мы должны принять мировой вызов американских гигантов Yahoo! и Google"; "Культура – не товар, ее нельзя оставлять на попечение слепым силам рынка"; "Мы должны стойко защищать культурное разнообразие мира от надвигающейся угрозы однообразия"; "Наша сила поставлена на кон" - это лишь некоторые из заявлений французского лидера.


В июле Ширак отметил, что, несмотря на традиционно хорошие французские исследования, они "сейчас нуждаются в поощрении". В августе 2005 года правительство Франции, главный финансист и разработчик Quaero, создало соответствующее Агентство индустриальных инноваций (AII) в Париже, в основном для ведения проекта. AII получило первоначальное пожертвование в размере €1,7 млн. Мишель Лемонье (Michel Lemonier), старший администратор AII, в интервью с The Economist отказался обсуждать размеры бюджета Quaero. "Чтобы лидеры других программ, финансируемых AII, не завидовали", - в шутку сказал он. Quaero должна быть завершена раньше, чем другие проекты агентства, и не исключено, что появится в онлайне еще в этом году.

Новые сервисы Quaero
Те, кто поддерживает Quaero, говорят, что изюминкой системы будут ее большие возможности. Современные системы ищут по ключевым словам. Конечно, они могут искать и изображения, аудио и видеофайлы, но только по совпадению ключевых слов в описании этих файлов. Quaero, в отличие от них, будет искать не только по ключевым словам, но и по ключевым элементам изображений и по мелодиям. "Это лежит за пределами возможностей Google", - говорит Мари-Винсент Пасделуп (Marie-Vincente Pasdeloup) из компании Thomson. Эта компания возглавляет консорциум Quaero вместе с France Telecom во Франции и Siemens и Deutsche Telekom в Германии.

В процессе так называемой "раскопки изображения", программное обеспечение сможет распознавать формы и цвета, находить изображения и видео, содержащие аналогичные формы. Программу предоставит парижская компания LTU Technologies, которая поставляет технологию распознавания образов для полиции. Когда Quaero встретит изображение без описания, она "посмотрит" на него и добавит в базу описание на основе "увиденного". Эта техника называется "распространение ключевых слов". Она может также обогатить интернет с лингвистической точки зрения: изображение, описанное по-французски, можно будет искать на французском языке.

Тем временем в Германии исследователи университета Карлсруэ готовят систему распознавания голоса и технологию перевода. Их финансирует Еврокомиссия. Идея заключается в нахождении аудиофайлов и автоматическом переводе их на разные европейские языки. Оригинальные аудиофайлы затем можно будет найти поиском по ключевым словам. Кроме того, программа распознавания владельца голоса позволит искать в интернете аудиозаписи по автору.

Это весьма амбициозные задачи, и некоторые из возможностей аудио могут не поспеть ко времени запуска Quaero. Но они показывают, что движок задуман не просто как будущий конкурент Google, а как технология следующего поколения. "Google настолько гегемоничен, что никто даже не думает о других проектах-близнецах", - говорит Фрасуа Бурдонк (Francois Bourdoncle), исполнительный директор французской поисковой системы Exalead, задача которой – интегрировать все разработки под крыло Quaero.

В любом случае, разница между Quaero и Google не технологическая, а идеологическая. Quaero – классический пример европейской индустриальной политики, субсидируемой государством, а Google – воплощение американского технокапитализма свободного рынка. Использование правительственных средств для создания Quaero вызывает удивление даже среди тех, кто поддерживает разработку системы. Они волнуются, что система будет наказана за нечестную конкуренцию.

Но в настоящее время повода для жалоб нет. Проект представляет собой частное и общественное партнерство, и частные фирмы-участницы вкладывают в него определенные средства. Правительственное финансирование, тем временем, аккуратно распространяется через сложную систему займов на облегченных условиях, беспроцентные кредиты и гранты на исследования новых технологий. Всё это разрешено международными законами о торговле. Более того, проект защищен тем, что в нем участвуют крупные общественные исследовательские организации, в частности, французский Национальный центр научных исследований и немецкий университет RWTH-Aachen.


Ангела Меркель (Angela Merkel), сменившая Шрёдера в ноябре на посту канцлера Германии, показала не меньшую заинтересованность в проекте, и даже большую, - сказал Жан-Филипп Тоффат (Jean-Philippe Touffut), генеральный секретарь Центра экономических исследований Cournot в Париже. Он координирует взаимодействие между французскими и немецкими участниками проекта.

Что ответит Google?
Брэд Феллон (Brad Fallon) из SEO Research, консалтинговой компании для поисковых систем в Атланте, штат Флорида, США, сказал, что мультимедийные поисковые технологии в планах Google помечены словами "как можно скорее", сообщает журнал The Economist. Сейчас движок позволяет искать только по тексту, и в настоящее время "Quaero, похоже, перехватывает инициативу". Но когда Google и другие большие американские поисковые движки представят свои функции мультимедийного поиска, они, скорее всего, обеспечат интерфейсы на иностранных языках, как это сейчас устроено в текстовом поиске. Таким образом, лишь фактом своего существования Quaero сделает конкурентную борьбу на рынке поисковых систем еще более острой, хотя и сейчас ее можно назвать достаточно острой.

Google получает прибыль от размещения рекламы. Тем же самым будет заниматься и Quaero, но в качестве второстепенной задачи. Главное – культурное и политическое значение. Александр Вайбель (Alexander Waibel), руководитель исследований университета Карлсруэ, член управляющего комитета Quaero, говорит и об эмоциональной значимости. "Европа хочет иметь доступ к информации без использования американских технологий". И, по словам Ширака, "эта цель намного важнее наших индустриальных интересов".

Источник: Cnews.ru


 

editor, alex@remake.ru
опубликовано 10 апреля 2006 года

Смотрите также:

// Внутренняя оптимизация и релевантность страниц  (опубликовано 2013-11-13)
// Локализация сайта. Как продумать всё до мелочей?  (опубликовано 2013-11-12)
// Якоб Нильсен дает советы как оставить поисковики без денег  (опубликовано 2006-01-26)
// Создатель The Million Dollar Page продал последнюю тысячу пикселей и стал миллионером  (опубликовано 2006-01-15)
// «X-Project» завершила работы над дизайном сайта «УралСиб».  (опубликовано 2004-05-26)