Киберсквоттеров наказывают все чаще

В прошлом году в мире было рассмотрено около полутора тысяч дел, касающихся киберсквоттинга. Тем не менее, и для мира, и для России предпринимаемых усилий пока недостаточно, чтобы защитить интересы всех правообладателей брендов или известных людей.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) опубликовала статистику рассмотрения конфликтов вокруг доменных имен за 2005 год. Центр по арбитражу и посредничеству WIPO рассмотрел в прошлом году 1456 дел, связанных с киберсквоттингом, — регистрацией доменных имен, совпадающих с зарегистрированными торговыми марками или именами знаменитостей.

По сравнению с 2004 годом, количество рассмотренных дел увеличилось на 20%. Всего за время своего существования Центр рассмотрел 8350 дел, касающихся более 16 тыс. доменных имен, в которых затрагивались интересы различных организаций и частных лиц из 127 стран мира.

Центр рассматривает споры вокруг доменных имен на основании регламента UDRP (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy), вступившего в силу в конце 1999 года. В настоящее время Центр имеет полномочия по рассмотрению дел, касающихся регистрации доменных имен второго уровня почти во всех зонах gTLD (.com, .org, .net и т.д.), а также 46 национальных доменах (ccTLD).

По мнению заместителя генерального директора ВОИС Фрэнсиса Гарри, несмотря на эффективность системы UDRP, рекордное число рассмотренных Центром в 2005 году доменных споров доказывает необходимость дальнейшего совершенствования системы защиты доменных имен от захвата киберсквоттерами. По словам Гарри, большинство рассмотренных в 2005 году споров касаются доменов в зоне .com, однако владельцам объектов интеллектуальной собственности следует обратить внимание на защиту своих интересов в других доменных зонах, особенно недавно утвержденных ICANN зонах .aero, .biz, .coop, .info, .jobs, .museum, .name, .pro и .travel.

Среди компаний и знаменитостей, нашедших в 2005 году управу на киберсквоттеров с помощью Центра, — Armani, Calvin Klein, Hugo Boss, Microsoft, Porsche, Ralph Lauren, Renault, Sony-Ericsson, наследники писателя Антуана де Сент-Экзюпери, актер Морган Фриман, телеведущий Ларри Кинг и футбольный клуб «Ювентус».

В 2005 году регламент UDRP взяли на вооружение 5 новых стран — Австралия, Колумбия, Мексика, Тувалу, Франция и Швейцария. Россия же до сих пор не пользуется этим регламентом, оставляя рассмотрение столь специфичных дел судам общей инстанции.

"В отличие от ВОИС, я придерживаюсь того мнения, что доменное имя можно регистрировать любое, и совершенствовать «систему защиты доменных имен от захвата» не нужно, — считает Тимур Аитов, директор по развитию РБК СОФТ. — Пусть кому-то и кажется, что захваченное доменное имя и напоминает наименование его личной компании (или чью-то важную фамилию, написанную по-английски), — права на эти нескольких букв у всех граждан равные. Вы же не поведете в суд ООО «Гроссмейстер» за то, что оно использует домен gm.ru — похожий на бренд General Motors и их сайт gm.com? У всех заинтересованных сторон есть право: при необходимости перекупить понравившийся домен у его владельца по согласованной цене. Другое дело, если владелец домена умышленно злоупотребляет созвучным написанием доменного имени, вводит в заблуждение покупателей, дискредитирует конкретный бренд содержанием своего ресурса, то, конечно, эту деятельность необходимо пресекать стандартными средствами судов общей юрисдикции".

Россияне в 2005 году не обращались в Центр в качестве истца, зато 19 раз выступили ответчиками. Всего же российских киберсквоттеров призывали к порядку 115 раз; 4 раза за всю историю Центра россияне выступали истцами.

По мнению эксперта Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгения Альтовского, эти цифры не отражают реальной ситуации с киберсквоттингом в России. «Несмотря на то, что иски в Центр подаются через интернет, а их рассмотрение может проходить на русском языке, это все равно ощутимые расходы для истца, — отметил г-н Альтовский, — и потерпевшие часто предпочитают махнуть рукой или полюбовно договориться с киберсквоттерами. К тому же, большая часть „активов“ российских киберсквоттеров — это домены в зоне .ru. Решением проблемы могло бы стать присоединение российского национального регистратора доменных имен — АНО „RU-CENTER“ — к регламенту UDRP. Тогда российским судам не пришлось бы ломать голову над правовым статусом доменного имени и спецификой рассмотрения подобных споров».

Источник: Cnews.ru

editor, alex@remake.ru
опубликовано 30 января 2006 года

Смотрите также:

// Чиновники пообещали каждому россиянину телефон и Интернет  (опубликовано 2006-02-24)
// Российские власти наведут порядок с авторскими правами в Интернете  (опубликовано 2006-02-19)
// Google разрешили кэшировать веб-сайты  (опубликовано 2006-01-30)
// «Журналисты без границ» обвиняют поисковые системы в несоблюдении права на свободу слова  (опубликовано 2006-01-15)
// В Китае начала работу интернет-полиция  (опубликовано 2006-01-15)