Мифы русского интернета. Миф второй. Веб-сайт - это просто!

Сайт это просто?Веб-сайт-это просто! Наверняка, вы уже не раз слышали подобные высказывания. А возможно и сами так думаете. Попытаюсь вас разубедить.

Сегодня я не буду останавливаться на заблуждении, что для успешного ведения бизнеса в сети достаточно просто создать свой сайт, и клиенты так и повалят к вам толпой, и тому подобных.

Остановимся на веб-сайте как таковом.

Что такое веб-сайт в современном понимании? В первую очередь, это сложный программный продукт. Во вторую, о чем, кстати, забывают как заказчики так и разработчики, это сплетение новых, незнакомых ранее, бизнес процессов, которые необходимо детально описать, а затем оптимизировать и встроить в структуру уже действующего оффлайнового бизнеса. Задача не из простых. И требует от современного разработчика веб-решений не только знаний в программировании, опыта в визуальном представлении информации в сети интернет, но и навыков внедрения веб-решений. Внедрение, чуть ли не самая сложная часть задачи, которая стоит перед разработчиком на сегодняшний день.

Итак, этапы создания стандартного корпоративного сайта.

  1. Определитесь, зачем вам необходим веб-сайт. Какую роль он будет выполнять? Будут ли это прямые продажи вашего товара или услуги? Возможно, вам необходим только презентационный сайт, для рассказа о вашей компании и ее услугах, плюс возможность потенциального контакта с потребителем? А может быть, вы собираетесь организовать информационную поддержку ваших продуктов, рассказать потребителю, зачем это ему нужно, и какие варианты есть вообще. А техническая поддержка? А работа с вашими партнерами? Забыли? Так вот, вопросов возникает очень много. И перед визитом к профессиональным веб-разработчикам, вам необходимо предварительно составить свое мнение по этому вопросу. И желательно записать все на бумаге.
  2. Выберите разработчика. Задача тоже не из простых. Отталкиваться следует не столько от разработчика, сколько от наличия у него программного продукта (Content Management System/CMS - та штука, с помощью которой будет создаваться и, впоследствии управляться, ваш веб-сайт) и успешных его внедрений. Хороший разработчик обязательно задаст вам вопросы из пункта 1 и обсудит с вами реальность осуществления ваших замыслов. И, конечно же, выскажет свое понимание задачи и выдвинет встречные предложения.
  3. Если разработчик вас устраивает, вы совместно (это очень важно) готовите необходимую проектную документацию. Обычно это техническое задание, календарный план, соглашения со сторонними компаниями (если требуется их участие, например, для установки на сайт возможности проводить транзакции по кредитным карточкам он-лайн).
  4. Разработка структуры сайта. Важный момент, который во многом предопределит успешность вашего сайта. Не стремитесь придумать разделы, для которых на данный момент отсутствует информация. Наличие пустых разделов на работающем сайте НЕ допускается. В конце концов, нормальная CMS предоставляет возможность добавлять разделы сайта уже в процессе его эксплуатации.
  5. Подготовка графических макетов. Обычно разработчик, в соответствии с вашими ранее высказанными пожеланиями, готовит графические макеты основных страниц будущего сайта (для корпоративного сайта стандартным является наличие двух макетов: первой и внутренней страниц сайта). Хочется предостеречь вас от желания втиснуть в графическую часть все, что уже видели в сети симпатичного, красивого, мигающего и т.п. Ни в коем разе не пытайтесь заимствовать графические элементы с сайтов своих конкурентов. Поверьте, ни вас, ни сайт вашей компании это не украсит. Из опыта скажу: лучшее графическое решение получается, если клиент отдает все на откуп разработчику. Разработчик знает лучше. За это ему деньги и платят.
  6. Согласование бизнес процессов будущей работы сайта с точки зрения разработчика и заказчика. Хороший разработчик обязательно поинтересуется, как вы собираетесь поддерживать связь с посетителями веб-сайта. Кто за это будет отвечать. Какой квалификацией обладают эти люди. Если это электронный магазин, то как будет организованна цепочка клиент-товар-доставка. Как вообще будут документироваться все процессы, связанные с общением компании заказчика, как с клиентами, так и партерами.
  7. Внедрение программного комплекса. На основе работы проведенной по вышестоящим пунктам разработчик (параллельно с пунктом 5) готовит программный макет будущего сайта. Добавляет или оптимизирует функциональности сайта под нужды заказчика. В период внедрения, очень важно организовать оперативный обмен информацией между заказчиком и разработчиком.
  8. Текстовое наполнение. Интернет - это информация. Ваша "красивая" графика, куча функциональностей не стоят ничего, если на сайте отсутствует информация. Информация необходимая вашему потенциальному клиенту или партнеру. Информация должна быть как можно более полной. Взгляните на вашу "текстовку" со стороны посетителей вашего сайта. Хватит ли им этой информации? А может быть ее слишком много, и посетителю будет сложно найти именно то зачем он пришел? Тут необходим баланс интересов. С одной стороны ваших (желание рассказать как можно больше), с другой посетителя (желание получить информацию как можно быстрее). Попытайтесь организовать информационное наполнение таким образом, чтобы одна и та же информация была доступна посетителю многими путями. Для спешащих создайте FAQ. Для дотошных, оставьте возможность получить исчерпывающую информацию. Помните, интернет - это не книга и не буклет. Формат подачи информации в сети совершенно другой, да и воспринимается она по другому. Отсюда следует: не пытайтесь переносить существующие у вас печатные материалы в веб. Это никому не нужно! И еще, не пренебрегайте иллюстрациями. Хорошие иллюстрации, если они уместны, облегчают процесс чтения и понимание ваших текстов.
  9. Тестирование. Наконец сайт готов. Вернее почти готов. Вам осталось протестировать как технические аспекты работы сайта, так и подготовить сотрудников вашей компании к новому инструменту бизнеса.
  10. Обучение. Определенно вам придется учиться. Как работе с ПО, так и новым методам работы с клиентами и партнерами. В интернете существуют свои правила общения. Хотите вы или нет, придется им научится.

Безусловно, существует много "НО", о которых я даже не упомянул (взять хотя бы систему контроля качества, просто необходимую каждой компании, как в интернете, так и в оффлайне, или CRM - система управления взаимоотношениями с клиентами). В общем-то, я и не претендовал на полноту изложения. Однако надеюсь, своей цели достиг. Сайт - это не просто набор красиво оформленных страничек. Сайт - это набор удобно оформленной информации и наличия множества возможностей ее получить.

Не ищите простых и дешевых решений. Их не бывает. Вы же не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи? А не верите, попробуйте сами. Фронт Пейдж и Фотошоп в вашем полном распоряжении. Только вот эффекта никакого не будет. Хотя нет, опыта поднаберетесь. И научитесь ценить труд профессионалов.

editor, alex@remake.ru
опубликовано 10 февраля 2002 года

Смотрите также:

// Мифы русского интернета. Верхние позиции в рейтингах  (опубликовано 2001-12-25)