Основные принципы приемлемости сайта для большинства пользователей (aka usability) или как делать почти правильно …

UsabilityВ начале, давайте проясним одну вещь. Когда мы говорим о дизайне доступных и удобных веб-сайтов, мы не имеем ввиду какой-то конкретный класс сайтов или группу пользователей, для которых они делаются.

Мы будем говорить о дизайне эффективных, рассчитанных на широкую аудиторию, веб-сайтов.

Мы все прекрасно знаем первое правило проектирования сайта -

Подумай для кого предназначен проект и делай проект в расчете именно на предполагаемую аудиторию.

Не делай проект для себя или руководства своей компании (если это, конечно, не хоумпейдж или интранет сайт компании для себя любимого). Посетитель – вот твой заказчик.

Сказать, безусловно, проще, чем сделать….

Пользователи и ожидания

В свое время проводилось множество исследований (в основном на западе) целью которых была попытка классифицировать интернет пользователей.

Выделяли две основные группы, для которых важным критерием является степень удобства использования сайта. Это “сёрферы” и “охотники за информацией”. Эти две группы предъявляют к сайту настолько разные требования, что проект, созданный исключительно в расчете на одну из групп, будет абсолютно неприемлем для другой.

Одно из исследований Poynter Institute показало, что “охотники за информацией” ведут себя несколько по-другому при использовании сети, чем при чтении оффлайновой прессы. Читатели обычных газет и журналов имеют тенденцию просматривать фотографии и графику перед чтением текста. Ищущие новости пользователи сети сначала обращают внимание на текст, пропуская фотографии и изображения. Цель “охотников за информацией” - серьезный текст, a не привлекательные заголовки. “Охотники” не возражают против скроллинга в окне браузера.

Не надо думать, что это единственное исследование в данной области. User Interface Engineering проводили свои исследования по “охотникам за информацией” и пришли к похожим выводам.

Для “охотника”:

  • Графика проекта не играет ни какой роли
  • Жизненно важно наличие линков в тексте
  • Навигация и содержание неотделимы
  • Поиск информации и просто серфинг – кардинально различаются

В интернете множество пользователей, основная цель которых - информация. В исследовании Zatso Inc. говорится, что чтение новостей в онлайне, второй (по массовости), после email, ежедневный “ритуал” пользователей

Основные принципы приемлемости сайта для большинства пользователей (aka usability) или как делать почти правильно …

Подлежит перманентному дополнению и пересмотру.

  • Разработайте структуру сайта. Наполните сайт текстом. Без графики. Дополнить текст графикой, флэшем, явой и т.п. всегда успеется:).
  • Для каждого не текстового элемента должен быть доступен его текстовый эквивалент. ALT используйте! Все об этом говорят, но никто правильно не делает. Каюсь, я тоже не всегда следую этому правилу. Помимо заботы о пользователях текстовых браузеров, есть и вполне прагматичная причина делать все “по правильному”. Это поисковики. Ведь лишние посетители вам не помешают, не так ли?
  • Старайтесь не выделять информацию цветом. Выделите местоположением в тексте. Выделите разметкой. В этом смысле очень показателен пример Газеты.ру – на любую публикацию достаточно потратить несколько секунд, чтобы понять ее основные тезисы. Почему – догадайтесь сами:). И еще – выбирайте правильно соотношение цветов бэкграунда страниц вашего сайта и шрифтов. Наверное, писать белым по черному красиво, оригинально и все такое. Но это не удобно! Попробуйте посмотреть на такой сайт монитором с трубкой Trinitron. Конечно, если вы персонально не любите фирму Сони – это позволительно. Но не надо перекидывать свою нелюбовь к Сони на потенциальных пользователей вашего сайта.:)
  • Старайтесь не использовать специфичных только для одного браузера “фенечек”. Ваши “фенечки” могут вызвать у пользователя .другого браузера вылет программы, а в тяжелых случаях и переустановку системы. Естественно, на сегодняшний день, при создании сайта стоит ориентироваться на наиболее распространенный программный продукт (IE то есть). Но не надо забывать и о других пользователях. Пусть ваш сайт будет не совсем таким в Нетскейпе, каким бы вы хотели его видеть. Но самое важное – он должен быть читабельным!!!
  • Постарайтесь сделать навигацию по сайту максимально простой (а значит и удобной). Для относительно сложных сайтов необходимо создавать карту сайта. Помните, посетитель вашего сайта должен иметь, по крайней мере, несколько возможностей получить одну и туже информацию. Создавайте меню быстрого доступа. Делайте “ссылки по теме”. Исользуйте ссылки на другие страницы вашего ресурса (если это имеет смысл, конечно) внутри публикации. Каждая страница вашего сайта должна содержать элементы навигации. Не позволяйте пользователю попасть в “никуда”.
  • Если вы используете клиентские скрипты, ява-апплеты, убедитесь, что сайт работает и при запрете или невозможности выполнения скриптов клиентом пользователя. Дайте пользователю альтернативу. Разрешите пользователю остановить исполнение или отказаться от флэша или анимированного гифа на 500 килобайт, о котором ночи на пролет мечтал ваш генеральный директор. Не у всех процессор P-4 2.2 Гц и “толстый” канал в интернет.
  • Не “замораживайте” размеры шрифтов средствами CSS на сайте, потенциально рассчитанном на большой охват аудитории, а тем более на онлайн-СМИ. Видите ли, у некоторых 21” мониторы и не очень хорошее зрение. По крайней мере, его не хватает на ваши 8-10-12 px. Именно поэтому, кстати, я редко читаю отличную Газету.ру. Напрягает, знаете ли.
  • Не используйте фреймы. А если приходиться – не забывайте про noframes.
editor, alex@remake.ru
опубликовано 01 апреля 2002 года

Смотрите также:

// Социальные сети: Прошлое .com, будущее Рунета  (опубликовано 2006-03-08)
// Операторы спама кто они?  (опубликовано 2006-03-08)
// Полковнику никто не пишет или как писать электронные письма  (опубликовано 2002-03-14)
// Взгляд со стороны. Финансовые результаты 003.ru Updated  (опубликовано 2002-03-07)